Франция VII века познакомила нас с понятием огранки кабошон в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Изначально под этим словом подразумевался безгранный метод обработки ювелирных минералов.
Форма может быть любой — зависит от воображения ювелира и от свойств исходного минерала. Например, овалы предпочтительны для хрупких материалов, а украшения с глубоким внутренним цветовым градиентом ограняют в круглой выпуклой форме.
Вид кабошона определяет и его применение. Квадраты или прямоугольники идеально подходят для крупных кулонов, а овалы и круги для нежных сережек и браслетов.
Искусственные кабошоны можно сделать и расписать, нанося микроскопические картинки на поверхность своими руками.
Прародители кабошонов были найдены археологами в Древнем Египте. Жуки-скарабеи даже сейчас инкрустируются этими камнями, как самыми символичными.
Европейским родоначальником всех разновидностей гладких камней можно считать кардинала Мазарини. Благодаря его скупости и нежеланию при огранке алмазов лишаться драгоценных крошек, была изобретена огранка без граней. 18 новых видов драгоценных кристаллов пополнили сокровищницу французских королей.
Кабошоны для рукоделия стали популярны в России в XIX веке. Броши, венцы, ожерелья - он использовался везде. Но после 1917 года носить гладкие камни начали считать дурным тоном. В начале 30-х годов мода на кабошоны вернулась. Сегодня мы наблюдаем пик популярности этой огранки.
Знаменитые дизайнеры и бренды используют этот вид огранки камней в совершенствовании своих коллекций украшений.
Для раскрытия внутренней красоты камней кабошонов принято использовать исходные материалы отличающиеся по оптическим эффектам, окраске, необычным вкраплениям и прожилкам внутри. Приветствуется любая необычность и эксклюзивность. После огранки получаются камни совершенно не похожие друг на друга.
Разработан целый комплекс общепринятых стандартов, которые учитываются при изготовлении гладких камней кабашонов. Параметры размера, высоты, глубины выпуклости - все учитываются. Высота верха при этом определяется кривизной ограняемой верхушки. Крепкие по структуре камни позволяют делать разную форму: сердце, квадрат, ромб. Более хрупкие исходники подходят для создания круга или овала.
Как уже стало понятно, исходный материал очень разнообразен. Для создания кабошонов используют сапфир, рубин, стекло, акрил, хрусталь и другие драгоценные или полудрагоценные камни.
Внешне по-форме огранки имеется 4 вида кабошона:
Чешская компания Preciosa представляет свою разновидность кабошонов их хрусталя.
Первые ювелиры-огранщики использовали простейшие инструменты, при помощи которых и сейчас можно сделать кабошоны своими руками. От исходного кристалла и откалывали все лишние части, затем шлифовали. Манипуляции проводились только с верхушкой камня, низ не трогали и после обработки вставляли в оправу.
Много веков подряд так обрабатывали драгоценное сырье: рубины, алмазы, изумруды.
С XIV века методы огранки кабошонов усовершенствовались. C легкой руки Петра I в России было открыто первое гранильное производство в Петергофе. После этого гладкий камень - кабошон отступил перед новыми видами гранения, но не сдался.
При модернизации ювелирного дела мастера-огранщики стали использовать станки.
Основания сейчас, как и раньше, часто оставляют неполированными. Исключения делают для тёмных камней.
Для прозрачных камней применяется техника фольгирования основания. Кроме фольгирования есть еще несколько специфических техник:
Мастера используют кабошоны в создании стильных украшений. Они стали одним из основных компонентов в создании бижутерии.
Для чего используют кабошоны помимо украшений:
Самые ценные кабошоны отличаются уникальными цветовыми комбинациями и оптическими эффектами. Чем реже исходник встречается природе, тем эксклюзивнее будет итоговый камень.
В погоне за красотой в качестве кабошона использовали даже необработанные минералы с глянцевой поверхностью, оформив лишь основание.
В любом творчестве и искусстве все зависит от видения мастера и его талантов. Камни это только тесто для прекрасного.